К 300-летию Лисичанска

У міській раді
11.01.2010

ЗАГАДКА СТАРОЙ ЦЕРКВИ

Если вы когда-нибудь окажетесь в старом центре Лисичанска, то непременно увидите здание, на фронтоне которого написано — «Универсальный магазин. 1953». Не поленитесь и пройдите пятьдесят метров на восток, зайдите в церковь, вспомните молитву, помолитесь и вы окажетесь в обстановке девятнадцатого века.

Добротно сложенное здание из тесаного песчаника — это все, что осталось от когда-то великолепного Храма Святого Митрофания Воронежского, украсившего в середине XIX столетия центральную Базарную площадь селения Лисичий Буерак.

До ближайшей Верхнянской деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, построенной еще сербскими поселенцами в одна тысяча семьсот шестидесятых годах — четыре версты. Поэтому шахтеры Лисичанского рудника и решили обзавестись своим «божьим домом», чтобы в воскресные и праздничные дни общаться с Богом в своем селении, недалеко от бараков и жилых домов. Имя церкви, конечно же, подсказала память о не такой же и далекой родине их отцов — Липецком уезде Тамбовской губернии. Как долго церковь строилась — установить трудно, но на карте селения Лисичанск, подписанной горным начальником Луганского округа Аполлоном Федоровичем Мевиусом, она уже имелась (1859-1865). Шли помолиться в Митрофановскую церковь, привозили крестить детей, венчались и жители близлежащих деревень: Резанцевой, Рубежной, Меловой, Волчеяровской, из хуторов Березово и Кошар. Приход был настолько велик, что зачастую превышал количество жителей шахтерского поселка в два раза. Крестили своих детей и помещики Насветевичи из деревни Рубежной. Легенда говорит о том, что при крещении одной из дочерей Насветевичей в Митрофановской церкви присутствовал наследник Российского престола Александр Александрович Романов и его жена Мария Федоровна (Дагмар).

весна 2009 март 072Тихо и размеренно шла жизнь Лисичанска. Увеличивался приход, появились деньги для осуществления давнишней мечты — замене деревянного шатра над колокольней на купол «правильной» архитектуры.

Роковым для храма стал июль 1929 года. Везде закрывали церкви, изгоняли приход, арестовывали священнослужителей. Не миновала эта участь и лисичан. Вездесущие пионеры и комсомольцы растаскивали иконы и кресты. Колокола и купола оказались на земле, а священники похоронены на старом шахтерском кладбище. Благо, средств, для полного разрушения не оказалось и перекрытый четырехскатной кровлей собор стали использовать под склад, позже вселили типографию. В 1952 году средства появились, но чья-то невидимая рука остановила разрушителей от полного сноса Митрофановской церкви. Ограничились только колокольней.

А началось все с июльского правительственного распоряжения Совета министров о предоставлении права министерствуРисунок999 угольной промышленности строительства универмага, в Лисичанске вместо Кадиевки. В тот же день Лисичанский исполком принимает решение о выделении участка под строительство, на месте старого универмага, предлагая выкупить и разобрать его, а вместе с ним здание типографии и общественной уборной. Не знаем, что случилось, но разобрали только колокольню «типографии».

Возрождением Свято-Митрофановского храма Епископа Воронежского следует считать декабрь 1992 года. В один из дней исполком Лисичанского горсовета передал безвозмездно здание — алтарную часть, приходу. И снова идут в храм прихожане и крестят детей, и венчаются молодые, и отпевают усопших. И снова звучит колокольный звон, как тогда в девятнадцатом веке. Пройдет время и вернуться колокола на свою колокольню, а купол заблестит над городом лазурью и золотом, люди станут добрее, и будут гордиться собой за все благое, что они сделали для храма. А бог простит тех, кто не ведал, что творил.

Главный архитектор города

Николай Ломако