О защите прав потребителей

За 9 месяцев текущего года в отдел по защите прав потребителей Лисичанского городского совета обратилось 396 человек по вопросам потребления в различных сферах жизнеобеспечения. Потребителям, за предоставленные некачественные товары или услуги, продавцами или исполнителями были возвращены деньги в общей сумме около 80 тыс. грн. (69 чел.); произведен бесплатный гарантийный ремонт бытовой техники (20 чел.), заменен некачественный товар на новый (15 чел.) и оказана другая помощь. Кроме того, за этот период были даны 267 консультаций и разъяснений по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей и дальнейших действий в вопросах защиты своих прав.

Наиболее проблемными на сегодняшний день остаются вопросы приобретения некачественной обуви — 4%, приобретение некачественной сложнобытовой техники — 28% и мобильных телефонов — 9%. Не менее проблемной выглядит и сфера предоставления услуг — 22,9 %. Прежде всего это оказание коммунальных услуг, а также установка и эксплуатация в период гарантийного обслуживания металлопластиковых окон и дверей.

Как показывает статистика, всего 8-10 % потребителей обращается в различные инстанции за защитой своих прав. Поломавшийся товар обычно выбрасывается. А многие потребители, покупая товар или получая услугу, не требуют расчетного документа (кассовый чек, товарный чек, квитанция, расписка, договор).

В соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» ст.8 п.11 при продаже товара продавец обязан выдать расчетный документ установленной формы. В то же время при продаже товара на рынке расчетный документ должен выдаваться только по требованию покупателя (п.27).

В случае приобретения товара ненадлежащего качества, при выявлении в течение гарантийного срока недостатков (если товар поломался, вышел из строя) потребитель имеет право требовать от продавца:

  • пропорционального уменьшения цены;
  • безвозмездного устранения недостатков;
  • возмещения расходов на устранение недостатков.

В случае выявления в течение гарантийного срока существенного недостатка (это ремонт более 14 дней — товар ремонтируют, а он снова ломается), необходимо провести экспертизу товара. На основании полученного заключения покупатель вправе требовать замены товара на качественный или расторжения договора и возврата денег.

Начальник отдела по защите прав потребителей Лисичанского городского совета Николай Пикуль

Решение исполкома городского совета № 607 от 01.11.2011г. «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей»