Андрей Шальнев: "Вопросы наполнения городского бюджета на 2015 год до конца пока малопонятны"

С какими итогами город завершил 2014 год, что ожидает лисичан в 2015 году и другие актуальные вопросы о целом ряде важных, социально значимых проблем в жизни Лисичанска — в интервью с первым заместителем городского головы г. Лисичанска Андреем Леонидовичем Шальневым.

2014 год был сложным. Мы многое пережили. Несмотря на трудности, с какими итогами Лисичанск встретил 2015 год? Что из намеченного городской власти удалось выполнить?

— Прежде всего, городская власть не допустила срыва основных социальных программ. Это выплата заработной платы, оплата энергоресурсов, питание детей льготных категорий в учебных заведениях. В условиях 2014 года это немаловажно. Помимо этого, исходя из постановления Кабмина № 65, которым ограничивали расходную часть по выплате незащищенных статей бюджета, в октябре и ноябре нами частично были оплачены работы по капитальному ремонту кровли на объектах образования, жилого фонда, частично выполнены работы по капитальному ремонту лифтов. К сожалению, та социально-политическая обстановка, которая наблюдалась летом в городе, не позволила нам реализовать намеченное в большей степени. Также, были ликвидированы в кратчайшие сроки последствия проведения активной фазы АТО на территории города: восстановлены подача света, воды газа, проведено восстановление жилого фонда, город планово начал и продолжает отопительный сезон.

Как выглядит производственно-экономическая ситуация на крупных предприятиях города?

— На промышленных предприятиях ситуация коррелируется с учетом социально-политической обстановки в регионе. Не надо забывать, что Лисичанск живет и работает в условиях зоны проведения АТО, ее активной фазы. Но несмотря на это, основные наши бюджетообразующие предприятия на сегодняшний день работают.

Это, конечно же, «Лисичанскуголь», который в условиях непростой ситуации еще нарастил добычу угля. Сейчас существует проблема с его реализацией. Как бы там ни было, «Линик» работает в минимальном своем объеме, не проводя переработку нефти, но люди получают полный социальный пакет, там ведутся ремонтно-восстановительные работы. Работают наши желатиновый и пивоваренный заводы. Также работают все городские коммунальные предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность Лисичанска, Новодружеска и Приволья по инфраструктурным направлениям. Также работают и предприятия, снабжающие население электроэнергией и газом. Такие предприятия, как «Регенерат», «Лисмаш», «Лисспецтрой», «Экотех», «Лайон», «Редкие газы» также не закрылись и продолжают свою работу. Швейная фабрика «Шарм» тоже работает, выполняет заказы европейских заказчиков. Кроме того, она сейчас ощущает дефицит рабочих кадров. Кроме того, стеклозавод «Пролетарий» готов возобновить свою работу на полную мощность. Есть на то серьезные предпосылки и на сегодняшний момент, часть промышленных цехов уже работают. Это промпереработка стекла, зеркальный цех и цех рефлекторного стекла, закалка стекла. Поэтому в небольших объемах наши предприятия работают, но нужно принимать во внимание условия зоны АТО. Многих потенциальных заказчиков это настораживает.

Как обстоят дела по тарифам на тепло-, водо-, газоснабжение, кварплату? Насколько они актуальны и объективны?

— На сегодняшний момент это тоже болезненный вопрос, как для населения, так и для непосредственных поставщиков этих услуг, поскольку объективность как тарифов так и самих услуг зависит от их экономической составляющей. Это минимальная заработная плата, цена на энергоресурсы и материалы. Можно сказать, что сейчас, исходя из сугубо экономических категорий, тарифы не объективны. Тарифы на ту же квартплату в последний раз пересматривались в 2011 году. При этом несколько раз повышалась минимальная заработная плата. А тариф остался тем же. Но мы реально понимаем, что и доходы населения в существующих условиях не выросли. И те социальные стандарты, которые существуют в государстве, не позволяют нам повышать эти тарифы. Поэтому на сегодняшний момент этот вопрос не стоит столь объективно остро, завтра повысить или не повысить. Все будет зависеть от сложившейся ситуации. Но если тарифы и будут подниматься, то этот процесс будет проходить в несколько этапов с публичным обсуждением и с минимальными потерями для населения. Будет определено количество семей, которые смогут получать субсидию, чтобы повышение не ударило по карману наших менее защищенных граждан. Это очень непростой вопрос, и разрешение его быстрым быть не может. Баланс интересов населения и предприятий при этом будет соблюдён.

Просмотрев принятый Верховной Радой Закон «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», можем ли утверждать, что местному самоуправлению действительно предоставлено больше возможностей для наполнения доходной части бюджета?

— Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Начнем с самого малого. Этот закон был принят 28 декабря, а опубликован он в полном объеме, с учетом всех дополнений, 12 января. Кроме того, принимался госбюджет после того, как были внесены в этот же день — 28 декабря, изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы. Введен ряд новых налогов, поступающих в местный бюджет. И дать быструю оценку, позволит ли это наполнить местный бюджет или нет, и в какой степени, очень непросто. Мы сдержанно относимся к этим новшествам. Сбор налогов тоже сильно зависит от ситуации в зоне АТО и стабильной работы бюджетообразующих предприятий. Вопросы наполнения городского бюджета на 2015 год до конца пока малопонятны в том числе и для ГНИ.

— Правительство проявило «гибкость» — оно переложило на местные органы власти один из конфликтных источников доходной части местного бюджета. Именно местному бюджету делегируют сбор налога на недвижимое имущество. Это очень непростой вопрос, потому что взимание этого налога непосредственно связано с интересами наших жителей. Можно себе представить реакцию, когда лисичанин впервые получит извещение о том, что он должен заплатить за квартиру определенный налог... Как планируете решать этот вопрос?

— Сложно оценить, насколько будет собираемым в городе налог на недвижимость, который сейчас вводится по объектам нежилой и жилой площади. Сбор этого налога поступит в городской бюджет от населения за 2015 год только в 2016 году.

Мы на ближайшую сессию городского совета планируем вынести проекты, касающиеся этого налога, и увеличить необлагаемую налогом квартирную площадь с 60 до 70 квадратных метров, а площадь частных домов со 120 до 150 квадратных метров. Тем самым мы планируем защитить социально незащищенные слои населения.

Мы в ответе за то, где проживаем. К тому же с городской власти никто не снимал ответственности за наполняемость бюджета и обеспечение своевременной выплаты социальных стандартов.

Второй источник доходной части местного бюджета — не менее противоречивый — акцизный сбор. Уже ясно, какой акциз будут брать?

— То, что касается акциза. С одной стороны, государство нам дало право его устанавливать, с другой, действующей редакцией Налогового кодекса он уже установлен в размере 5%, и нет градации «от и до», как по другим налогам, то есть это фиксированный налог.

Кроме того, с 1 января в Украине действует транспортный налог. Его будут платить физические и юридические лица, легковые авто которых использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя более 3000 куб. см. Ставка налога устанавливается в расчете на календарный год в размере 25 000 гривен за каждый легковой автомобиль, который является объектом налогообложения.

На сегодняшний момент органами местного самоуправления Лисичанска делается все для того, чтобы эти налоги заработали, а социально-незащищенные слои населения не оставались наедине со своими проблемами.

Что-либо изменилось в финансировании бюджетных отраслей — образования, медицины, культуры на 2015 год?

— Опять же, новшеством бюджета 2015 года является то, что основные отрасли, такие как здравоохранение и образование (только школы) финансируются за счет целевых субвенций из государственного бюджета местному бюджету. Объем субвенций, который был нам доведен, позволяет сказать, что он не в полной мере покрывает расходную часть этих двух основных отраслей. Т.е. получается, что разницу либо мы должны закрыть за счёт средств местного бюджета, либо нам должны пересмотреть объёмы субвенций. Поэтому в последние дни января, когда еще полностью не закрыт даже первый месяц бюджетного года, сложно сказать, как будет наполнятся местный бюджет. К сожалению, в государственном бюджете на 2015 год отсутствует государственная поддержка угольных предприятий на себестоимость. Для Лисичанска это был и надёжный источник выплаты заработной платы нашим шахтёрам и надёжный источник поступлений в местный бюджет, порядка 40 млн.грн. в год.

Лисичанск находится в прифронтовой зоне, и вам, помимо обычных обязанностей, добавилось забот о переселенцах... Что сложнее всего?

— Сложнее всего — это обеспечить потребности людей, переселившихся из других городов — найти жилплощадь, предоставить необходимый минимум вещей и питание. Это непросто делать, поскольку на сегодня городу не выделено ни одной копейки по линии государственного бюджета на компенсацию тех потерь, которые Лисичанск понес в результате проведения активной фазы АТО. Все выполняется за счет средств местного бюджета. Конечно, основную помощь в этом оказывают волонтеры. Они взяли на себя работу по обеспечению переселенцев минимальными социальными стандартами. Это продуктовые наборы, одежда. Огромную помощь оказывает Красный Крест. А также предприниматели, которые не афишируют себя, но помогают переселенцам через тот же Красный Крест либо самостоятельно.

Кроме того, есть сложности чисто технические и бюрократические при реализации норм и положений действующих нормативных актов в этом вопросе, например, регистрация статуса временного переселенца в органах социальной защиты населения. Нами сделано все возможное, мобилизованы человеческие ресурсы из других управлений в помощь УТСЗН, объявлен дополнительный конкурсный набор на замещение вакантных должностей.

Прозвучало заявление от премьер-министра Украины о том, что на местный уровень передадут полномочия самостоятельно определять количественный состав исполнительных органов. По опыту 2014 года видите ли вы возможность сокращения аппарата? Или есть необходимость его увеличить?

— Нам и до сегодняшнего момента никто не мог указывать, какой количественный состав должен быть. Постановление Кабмина о типовой структуре органов местного самоуправления, исходя из категории городов, носило рекомендательный характер для органов местного самоуправления. Каждый город в пределах своих финансовых возможностей и реальной необходимости утверждал тот или иной штат.

За время проведения АТО, ее активной фазы, из исполнительных органов власти уволились 104 человека. Замещение вакантных должностей идет, но оно зависит от потребностей и от финансовых возможностей местного бюджета. Мы не можем ввести мораторий на замещение вакантных должностей, поскольку в том же УТСЗН — наплыв беженцев, переселенцев, этой работой должен кто-то заниматься. Поэтому вакансии замещаются, то же самое и по другим службам. Если будут переданы дополнительные полномочия от органов государственной исполнительной власти в органы местного самоуправления, тогда будет дополнительно рассматриваться необходимость замещения вакантных должностей или вводиться новые должности, либо эта нагрузка ляжет на существующий штат. Полномочия — это ответственность, а ответственность — это профессионализм кадров, ресурсов и всего остального.

Наш разговор был содержательным. Андрей Леонидович, может, вы хотите что-то добавить от себя лично?

— Я хочу пожелать всем мира и здоровья. Нам так нужны выдержка, терпение и понимание. Чтобы люди не забывали: многое зависит от нас самих. Кризис — не кризис, а если лампочки в подъезде нет, возьми и вкрути! Каждый из нас должен понимать, что время нынче непростое, и очень ценятся сегодня сочувствие, сопереживание и вера в лучшее.

По материалам газеты «Новый путь»