Государственная регистрация: вчера, сегодня, завтра…

С 01.07.2004 г. в Украине действует Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Согласно этому закону государственная регистрация осуществляется исключительно в исполнительном комитете городского совета государственными регистраторами. В городе Лисичанске регистрация осуществляется в отделе по рыночным отношениям четырьмя специалистами, два из которых - государственные регистраторы. Несмотря на наличие графика приема с определенными днями и временим, специалисты отдела ежедневно работают с предпринимателями и теми, кто только начинает свою самостоятельную предпринимательскую деятельность, консультируют, помогают с оформлением документов, объясняют тонкости законодательства, сообщает начальник отдела по рыночным отношениям - государственный регистратор Литвинюк Е.А.
Так, по состоянию на 01.04.2009г. в городе зарегистрировано 1180 юридических лиц и 5700 физических лиц-предпринимателей. Регистрационную активность можно продемонстрировать цифрами: за 2008 год проведено около 5,5 тысяч регистрационных действия, выдано гражданам, предприятиям, контролирующим, правоохранительным органам – более 1000 всевозможных справок, выписок, выдержек как из государственного реестра, так и из реестра по г. Лисичанску. От проведенных регистрационных действий в местный бюджет поступило 46,8 тыс. грн. Но, к сожалению, в последнее время из-за сложившейся в государстве неблагоприятной экономической и политической ситуации, кризисом банковской системы, как следствие – невозможностью оформления кредитов для развития бизнеса, спадом покупательской способности населения наблюдается тенденция к снижению количества желающих заниматься предпринимательством, и, наоборот, увеличивается количество тех, кто прекращает предпринимательскую деятельность.
Это статистические показатели. Но хочется остановиться на некоторых злободневных моментах, связанных как с проведением государственной регистрации, так и с получением информации из Единого государственного реестра (ЕГР) о деятельности предприятий и предпринимателей.
Так, в последнее время увеличилось количество обращений граждан для получения справки из Единого государственного реестра о ликвидации предприятия. Данная справка предусмотрена перечнем документов при оформлении пенсии для подтверждения льготного стажа. Справки эти выдаются на платной основе и на основании заполненного бланка запроса. Такая процедура прописана законодательно. Хоть и предусмотрено Законом на оформление подобных документов 5 рабочих дней, выдаются такие справки из ЕГР заявителям сразу, максимум на следующие сутки, и то, это при условии технического сбоя в работе программы. Но проблема существует в другом. Некоторые предприятия города, фактически прекратив свое существование и давно, юридически не ликвидированы по тем или иным причинам, т. е. процедура ликвидации не доведена до логического завершения и окончательный пакет документов не предоставлен государственному регистратору. Соответственно, в реестр не внесена запись о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица, наличие которой и говорит о полной ликвидации предприятия. Примером таких «проблемных» предприятий могут служить государственное предприятие шахта «Матросская», государственное открытое акционерное общество шахта «Черноморка» ДП ГХК «Лисичанскуголь» и некоторые другие.
Еще одной проблемой остается несвоевременное реагирование на изменения в законодательной базе. Так, 27.04.2007 были внесены изменения в Закон Украины «О хозяйственных обществах», а 20.06.2007 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины в связи с принятием Гражданского кодекса Украины». Разделом третьим «Заключительные положения» этого Закона установлено, что общества, созданные до вступления в силу этого Закона, обязаны в течение года (т. е. до 20.06.2008г.) привести свои уставы в соответствие с Законом Украины «О хозяйственных обществах» с изменениями. В обязательном порядке это касалось обществ с ограниченной ответственностью, количество участников в которых превышало 10 особ. Такие ООО подлежат преобразованию в акционерные общества, а по истечению указанного срока – ликвидации в судебном порядке, если количество участников не уменьшили до указанного предела. Многие общества внесли соответствующие изменения в свои учредительные документы, изменив состав участников в сторону уменьшения. Тем не менее, остается еще порядка 8 обществ с ограниченной ответственностью, которые ожидают действий со стороны контролирующих, правоохранительных органов и ликвидации в судебном порядке. Но надежды руководителей на облегчение своей участи, связанной с ликвидацией предприятие по решению суда напрасны. Ведь процедура ликвидации ничем не отличается от той, которая предусмотрена для ликвидации юридического лица по решению собственника. И заверения некоторых «добросоветчиков» в целесообразности судебных решений оказываются простой ложью. Кроме незакрытых предприятий на совести этих горе-руководителей остается еще и невыполненное решение суда о ликвидации предприятия.
Не за горами, а именно 29.04.2009г. вступление в силу еще одного законодательного акта – Закона Украины «Об акционерных обществах». Этим законом определяются новые правила как для вновь создаваемых акционерных обществ, так и для тех, которые работают уже сегодня. Согласно Закону, в Украине будут существовать частные и публичные акционерные общества. Таким образом, ЗАО и ОАО не должно быть по новому закону. Что же делать уже существующим? Согласно Заключительным и переходным положениям упомянутого закона ЗАО и ОАО в течении двух лет со дня вступления в силу Закона (до 29.04.2011г.) должны переработать свои уставы и внутренние корпоративные акты, дабы они соответствовали Закону «Об акционерных обществах». Это не значит, что существующие ЗАО и ОАО должны преобразовываться в частные или публичные АО. Общества должны навести порядок в своих уставах и, делая это, они и изменят наименование общества, и учтут новые требования Закона.
С 01 января 2007г. вступил в действие Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины» от 09.02.2006г. № 3422, согласно которому внесены изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» и «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Согласно этим изменениям предприятия (кроме бюджетных организаций) обязаны подавать государственному регистратору не позже чем до 1 июня года, наступившего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах. На сегодняшний день из 700 предприятий города, которые обязаны были подать финансовую отчетность, выполнили требования законодательства только 68.
Аналогичная ситуация сложилась с ежегодным подтверждением сведений о юридических лицах. С 2005г. все юридические лица независимо от организационно-правовой формы обязаны осуществлять подтверждение сведений, внесенных в ЕГР, в месячный срок с даты государственной регистрации (ст. 19 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»). Помнят об этой обязанности 60% юридических лиц, 10% реагируют на присланные напоминания государственного регистратора.
Также не единичными остаются факты несвоевременной регистрации произошедших изменений юридическими лицами, особенно связанных с изменением руководителя. Издав распоряжение о назначении нового руководителя, собственники не торопятся внести соответствующие изменения в реестр. Большей частью это касается бюджетных организаций, коммунальных предприятий.
Хотелось бы, чтобы руководители предприятий и организаций города проявляли большую дисциплинированность в соблюдении законодательства и своевременно реагировали на его изменения, отмечает Елена Александровна.