ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Речь – основное средство общения. Через речь человек обогащает себя знаниями, формируется как личность. Речь – явление не врожденное. Ребенок осваивает ее постепенно, подражая взрослым. Поэтому начинать речевое воспитание надо с момента появления ребенка на свет.

Обычно родители радуются тому, что их маленький ребенок разговаривает, и не особенно обращают внимание на то, как он это делает. До определенного момента малыш будет произносить слова неверно, коверкать речь, но рано или поздно он должен начать говорить, как надо! Смешные словечки, которые кроха произносит в год-полтора, так умиляют маму, бабушку и тетю, что они повторяют их за ребенком. Вместо правильной речи малыш слышит его собственную, искаженную. Таким образом, родные поощряют его еще сильнее коверкать слова. А сколько бы новой информации он получил, если бы с ним говорили, как со взрослым. Запомните: грамотная речь папы, мамы, бабушки, няни – залог того, что ребенок будет говорить чисто и правильно.

Тренировка мелкой моторики пальцев рук – один из главных помощников в развитии речи. Упражняйте маленькие пальчики уже с 5-6 месяцев. Ежедневно делайте ребенку массаж кистей рук и каждого пальчика отдельно. Постепенно приступайте к активным упражнениям для каждого пальца. Предлагайте крохе катать пальчиками деревянные шарики разного размера, стройте из кубиков, собирайте пирамидку, перекладывайте из одного места в другое карандаши, пуговицы, макароны, рисуйте на рассыпчатой крупе или специальными пальчиковыми красками. Это не просто, но после нескольких тренировок ребенок справится с заданием на ура!

Главное упражнение в этом возрасте – «показывай и называй». Сколько бы вы не рассказывали о предмете, он не поймет, пока не увидит его и не совместит слово с образом. Называйте предметы правильно: не «гав-гав», а «собачка», не «би-би», а «машинка».

С 7 месяцев начинайте учить ребенка словам «дай», «возьми» «на» и другим, которые обозначают действия, с которыми ребенок уже знаком.

Занимайтесь звукоподражанием: «Вот кошка, она говорит «мяу». Стимулируйте речь, используя любую возможность: если тянется за игрушкой, говорите ему: «Скажи «дай».

Первые осознанные слова появляются у деток в возрасте от 9 месяцев до 1 года. После года, каждый день учите кроху новому слову. Повторяйте слова с просьбой «Скажи!». Со второго года учите слова «спасибо», «пожалуйста». Полуторагодовалому ребенку показывайте сюжетные картинки. Выбирайте не самые сложные. Вместе разглядывайте, а потом задавайте разные вопросы. Не получается, то сами расскажите.

Задание № 1 для родителей 3-х летнего малыша – научить его внимательно и спокойно слушать то, что ему читают или говорят.

Заставляйте ребенка говорить, а не показывать жестами. Напоминайте, что жесты, кивки головой, движение рук – не заменяют речь. Заставляйте его озвучивать желания. Скажи: «Хочу яблоко!» Не угадывайте, чего он хочет! Когда играете с ребенком, просите его повторить простые слова, и обязательно поправляйте. Он должен различать, что правильно, а что не правильно.

Если у 4-х летнего ребенка есть нарушения в произношении – плохо выговаривает отдельные звуки, путает слоги – стоит обязательно посетить логопеда. Не ждите пока ребенок «выговорится».

К школе неправильное произношение должно быть исправлено. Важно это сделать до того, как ребенок начнет писать слова. Недостатки речи могут повлиять на судьбу ребенка и его учебу. Даже если в 1-ом классе ребенок станет посещать логопеда, фонематическое воспитание речи уже нарушено, а это грозит дистрофией.

Родители помните, что речевые расстройства значительно влияют не только на характер речи, но и на личность в целом и общее состояние здоровья. Все зависит от Вас!

Логопед детской поликлиники № 2 Н.Ю. Брындина